Истинный дух рождества: как в начале прошлого века тысячи женщин протестовали против бессмысленных подарков!?

Истинный дух рождества: как в начале прошлого века тысячи женщин протестовали против бессмысленных подарков!?

Шел 1912 год, и разворачивалась бурная коммерциализация праздника Рождества в Америке.

 С тех пор,  как запрет на обмен подарками был снят в 1690 году отцами-пилигримами, американцы продолжали выполнять этот ритуал столетиями. К началу 19 века дарить подарки на Рождество уже было устоявшейся традицией. В 1911 году, когда популярность праздника достигла своего пика, несколько десятков женщин сформировали в Нью-Йорке общество, которое в дальнейшем будет названо Обществом против бессмысленных подарков.

 Активисток раздражало не только ежегодное напоминание о материальной составляющей Рождества, но и практический аспект: в ту эпоху работникам приходилось делать начальникам подарки взамен на привилегии по работе. Нередко эти подарки были не из дешевых, и их стоимость могла равняться половине месячного заработка. Из-за конкуренции этот обычай только рос в своих масштабах и подарки с каждым годом становились всё дороже.

 Наконец, с помощью двух самых богатых женщин Нью-Йорка, по подаркам был организован ответный удар.

 В номере New York Times от 12 ноября 1912 года можно найти следующие строки: «Дарите подарки на Рождество? Если да, то делаете ли вы подарки в духе щедрости или в надежде получить подарки или какую-то пользу в ответ? Если у вас есть желание положить конец лицемерию – добро пожаловать в клуб ОПБП».

 Общество было основано актрисой Элеонор Робсон Бельмонт, семья мужа которой владела лошадиными скачками Belmont Stakes, и Анной Морган, дочерью Д.П. Моргана – одного из самых богатых людей в истории. Они начали свою деятельность в 1911 году вместе с некоторыми другими женщинами, но за год, ак писали New York Times, расширились до 6 000 человек .

 Отчасти, этот рост обязан всеобщим недовольством, но больше всего он обязан харизме Бельмонт, которая в 1900-х была одной из самых известных актрис в Америке. После брака с Августом Бельмонтом II она оставила карьеру актрисы и стала одной из «истинных знатных дам» Манхэттена – как писали о ней Times в некрологе. И хотя позже она станет известна в качестве спасительницы Метрополитен-оперы, одним из её первых филантропических проектов была помощь ОПБП.

 В одном протесте 1912 года Бельмонт ответила одной из противниц движения:

 «Но, мои друзья. Разве можно продолжать делать бессмысленные подарки на рождество только из-за того, что это вошло в обычай?».

loading...

 Что происходило на встречах общества? Например, подавалось мороженое, пока женщины наслаждались одной из новинок тех дней – кинокартинами. Эти встречи, кроме прочего, были пронизаны духом женской солидарности.

 «Не говорите «девушки с завода» – сказала филантроп Гертруда Робинсон Смит на встрече более 1 000 членов ОПБП в декабре 1912 года, — это независимые, обладающие чувством собственного достоинства женщины». Times так описывали их одно их собрание:

 «Сначала было трудно отыскать обычных девушек. Они одеваются так же, как и их покровительницы. Более того, все сёстры ОПБП выглядели на взгляд репортера одинаково».

 Собрания продолжались, и в течение года общество выросло до невероятных размеров.

 Анна Морган

Изначально в организации состояли только женщины, хотя позже вступать было разрешено и мужчинам, по большей части из-за Теодора Рузвельта, который, в декабре 1912 года, стал первым членом ОПБП, после чего сотни других пожелали присоединиться к борьбе против рождественских подарков.

В его членской карточке было написано: «я верю, что группа может достичь того, что каждому по отдельности не по плечу, а именно – что мы можем вернуть благотворительный дух Рождества на замену теперешнему «коллективному» и «обменному» дарению. Я согласен уплачивать ежегодно 10 центов на нужды кампаний общества».

Однако, два года спустя общество прекратило своё существование. В Европе началась война и внимание основателей Бельмонт и Морган – как и всего остального мира – было направлено туда. И хотя на этом закончилась деятельность общества, его послание остается актуальным и по сей день.

рейтинг: 5 из 5, голосовало 1