Почему в советское время были так популярны ковры?

Почему в советское время были так популярны ковры?

 

 

Специалист по истории повседневности рассказал АиФ.ru о том, почему обязательным атрибутом дома практически каждой советской семьи был ковёр.

 

Ковром на стене в комнате не удивить россиян старшего поколения. В течение последних четырёх десятилетий советской истории он был обязательным атрибутом дома практически каждой семьи. А вот у представителей молодёжи, которые могут и по сей день встретить в домах и квартирах советские ковры, их назначение нередко вызывает вопросы. Доктор исторических наук, профессор, автор энциклопедического словаря истории советской повседневной жизни Леонид Беловинский рассказал АиФ.ru, с чем связана популярность ковров у советских граждан.

 

Не только для тепла

 

Практическая сторона такой популярности, конечно, есть, говорит Беловинский. «Ковёр на полу, на стене, на кровати — это тепло. Покупали ковры, например, больше, чем позволяло помещение. Если потолки были низкие, ковёр загибали вверх, на потолок. Действовал принцип, чем больше ковёр, тем лучше, престижнее. А нужен он или не нужен, уже дело десятое», — говорит специалист.

 

Стремление к украшательству

loading...

 

По словам историка, ковёр в доме большой редкостью до войны. «До этого люди украшали свой быт тряпичными ковриками либо клеенчатыми расписными ковриками. Ходили бродячие художники, рисовали эти пресловутые клеенчатые коврики, которые показаны в самом начале в кино «Операция "Ы"», — говорит Беловинский.

 

Массово коврами стали украшать дома с середины 50-х годов XX века, отмечает историк. «В это время началось повышение материального уровня населения, стали расти зарплаты. У колхозников ликвидировали налоги пищевые, личные и т.д. Люди стали гораздо лучше жить, и появилась возможность покупать не только то, что необходимо. Всегда было стремление украсить свой быт, даже самый бедный. Ну а тут и красиво, и хорошо во всех отношениях», — говорит Беловинский.

 

Чисто психологическая вещь

 

Специалист по истории быта отмечает ещё три психологических фактора, отражающих популярность ковров в советское время. «Во-первых, это было вложение денег. Потому что товарный голод был, дефицит так называемый. Во-вторых, коль ковры было достать трудно, они стали престижными. А престижность в советском обществе играла чрезвычайно большую роль в психологии людей. В-третьих, есть такая специфика — все должны быть равны. Это значит, что всё должно быть одинаково. И человек, у которого, скажем, нет полированной стенки, нет хрусталя, выбивается из общей массы», — отмечает эксперт.

 

В целом, популярность ковров пережила несколько стадий. «У людей появились деньги — стали покупать ковры. Стали покупать ковры — они исчезли из продажи, как это обычно происходит. Исчезли из продажи — стало престижно иметь ковёр, — отмечает Беловинский. — А потом, когда все накупились, наличие ковров в большинстве домов стало иллюстрировать равенство в относительно высоком благосостоянии».

рейтинг: 5 из 5, голосовало 1